Водительское удостоверение подтверждает право находиться за рулем конкретного вида техники. Однако во избежание любых проблем с правилами ПДД, и чтобы не получать штрафы, нужно сначала разобраться, какая именно категория требуется. Когда у человека – исключительно пассажирский опыт, понять, что означает та или иная расшифровка в правах категории Б, М и прочее, бывает сложно. А ведь существуют ещё подкатегории. Это дополнительное деление, которое может легко запутать. Не все понимают, нужна ли им категория прав Б 2 и о чём идёт речь.
С учётом этого кандидату в водители необходимо детально разобраться с расшифровкой во избежание нарушений. Заодно это поможет понять, потребуется ли сдавать на категорию М дополнительно вместе с Б или нет, можно будет вникнуть и в другие вопросы.
Значение расшифровки
Далеко не все обыватели понимают, почему используется такая сложная система делений на разные категории. Но в действительности подобная структура создана вовсе не для бюрократизации, а с целью сохранения и поддержания безопасности в первую очередь.
Каждая буква и цифра на удостоверении важны. Они указывают на категорию или подкатегорию, то есть на тот тип транспорта, которым человек имеет право управлять. Эта система создавалась для точного разграничения ответственности водителей, потому что между мопедом и автобусом лежит огромная разница не только в размерах, но и в уровне опасности. Поэтому отличие между водительским удостоверением категории Б или Ц будет серьёзным.
С 5 ноября 2013 года в России вступили в силу обновленные правила, которые детально разделили виды транспортных средств и добавили новые подкатегории. Тогда число обозначений выросло до 16, и с тех пор структура постепенно совершенствовалась. В 2025 году она выглядит стройно и логично:
- есть 5 основных категорий;
- несколько дополнительных;
- ряд подкатегорий, упрощающих переход от одного вида транспорта к другому. Поэтому если вы захотите перейти с прав категории Б на Ц, то теперь легче понять, как это сделать.
Такая классификация создана с учётом того, что каждая группа требует определенного набора знаний и умений. Управлять тяжелым грузовиком или автобусом невозможно без глубокого понимания особенностей техники. Поэтому законодатель учитывает данный факт.
Как получить водительские права категории С или В?
Стать обладателем удостоверения можно исключительно после прохождения курса обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов в ГИБДД. Вся подготовка делится на 2 блока:
- Теоретическая часть даёт знание правил дорожного движения, дорожных знаков и основ безопасности.
- Практическая позволяет освоить навыки управления. На площадке курсант учится трогаться, парковаться, двигаться задним ходом, выполнять развороты и повороты в ограниченном пространстве.
На городском этапе экзамена оценивают, насколько спокойно и грамотно человек ведет себя в реальных условиях. Сдать можно не с первого раза: первая и вторая пересдачи возможны через неделю, а после третьей неудачной попытки разрешается повторить испытание только через месяц.
Что будет, если управлять транспортом без прав с категорией Б или М?
Если водитель садится за руль без нужной категории, ответственность наступает немедленно. Штраф может составить от 5 до 15 тысяч рублей, а при повторном нарушении следует лишение права управления. Поэтому каждая отметка в удостоверении имеет значение. На первый взгляд разница между категориями может показаться условной, но за каждым обозначением стоит целая система требований к технике и к водителю.
Таблица расшифровки категорий водительских прав
Общая система требований к правам категории Б или Ц, а также к другим представлена ниже в таблице. После будет рассмотрена подробная информация по группам.
| Категория | Описание |
| А | Эта группа предназначена для тех, кто хочет научиться управлять мотоциклами и квадрициклами. Деление на подкатегории зависит от мощности транспортного средства. |
| В | Легковые авто, для подкатегории В1 доступны трициклы. |
| С | Грузовые автомобили, деление по подкатегориям зависит от массы прицепа. |
| D | Автобусы для перевозки пассажиров общим числом более 8. |
| М | Мопеды и лёгкие квадрициклы, скутеры. |
| Tm | Трамваи, эта категория предназначена исключительно для профессиональных водителей. |
| Tb | Троллейбусы. Это тоже специализированная категория для профессионалов. |
Можно отметить, что сейчас для водителя категория Е недоступна, только Б и все остальные перечисленные. Это связано с тем, что она перестала быть самостоятельной и превратилась в подкатегорию. Этот момент дополнительно подчёркивает необходимость следить за актуальностью государственных требований.
Категория В
Начинать с этой группы стоит хотя бы в силу её известности и востребованности. Она самая популярная среди водителей, потому что позволяет управлять легковыми машинами массой до 3,5 тонн и числом пассажиров не более 8. Сюда входят седаны, кроссоверы, пикапы и минивэны. Категория B также охватывает право вождения с прицепом до 750 килограммов. Если прицеп тяжелее, тогда важно, чтобы суммарная масса не превышала 3,5 тонны. В противном случае потребуется дополнительная отметка BE. Получать категорию можно с 18 лет, но обучение разрешено начинать уже с 17.
После сдачи экзамена на права категории В автоматически открываются М и В1. Разобраться с тем, что это означает, не составляет труда:
- Подкатегория B1 дает допуск к управлению трициклами и квадроциклами с автомобильной посадкой, где руль расположен как в обычном легковом автомобиле. Для обозначения типа посадки и руля в правах используется маркировка AS – автомобильная или MS – мотоциклетная. Такие машины всё чаще встречаются в городах, поскольку экономичны, маневренны и подходят для плотного трафика.
- М позволяет управлять мопедами и скутерами, правда, с некоторыми ограничениями по мощности двигателя и предельной скорости. При превышении этих показателей уже нужно будет получать права категории А.
Категория B – это основа для большинства водителей. Именно с неё начинается реальная самостоятельная практика на дорогах. Но стоит отметить, что к открытию некоторых подкатегорий могут предъявляться дополнительные требования. Например, если водителю нужна категория БЕ, то в этом случае минимальный возраст – 19 лет, а стаж управления машиной с основной категорией Б должен составлять минимум год. Именно поэтому в требованиях к разным группам стоит разобраться.
Категория М
Получить права в данном случае можно уже с 16 лет. Поэтому многие начинают знакомство с управлением транспортом именно с этой категории. По ней доступны мопеды, минибайки, скутеры, лёгкие квадроциклы и трициклы. Основные требования к транспорту:
● двигатель до 50 см³;
● максимальная скорость транспорта – не выше 50 км/ч.
Обычно такая категория открывается автоматически вместе с другими, но при желании можно пройти отдельное обучение. Смысл введения данной группы заключался в том, чтобы снизить количество аварий с участием подростков и неопытных водителей. Дело в том, что долгое время мопеды оставались без регулирования, что приводило к печальной статистике. Но если у вас уже есть права категории Б, получать отдельно М не нужно. Хотя может потребоваться дополнительная практика с инструктором.
Категория А
Охватывает мотоциклы любого типа, в том числе модели с коляской. Есть деление на 2 основные подкатегории:
- А1 – исключительно лёгкие мотоциклы. Мощность двигателя – до 125 см³. Получить такие права можно с 16 лет.
- А – стандартная, без ограничений по мощности. Права доступны с 18.
Эта категория распространяется также на квадрициклы, если у них установлен мотоциклетный руль. Количество колёс (2 или 3) значение не имеет.
Категория C
Когда возникает интерес, нужны ли водительские права В или С, то ответ на него будет очень простой. Категория В открывает доступ к управлению легковыми машинами, С – к грузовым. Масса авто – от 3,5 тонн. К этой категории также относятся средние и тяжелые грузовики, самосвалы, спецтехника и внедорожные транспортные средства промышленного типа. Получить такую категорию можно с 18 лет, а курс обучения занимает 4-6 месяцев.
После сдачи экзамена автоматически открывается подкатегория C1 – для средних грузовиков массой до 7,5 тонн и прицепом до 750 килограммов. Для тяжёлых прицепов используется категория C1E, но общий вес состава не может превышать 12 тонн. Если же прицеп весит больше 750 кг при массе грузовика выше 3,5 тонны, то водитель должен получить категорию CE. Когда сложно разбираться в том, что конкретно требуется, обращайтесь за помощью к инспектору в автошколе.
Переход от водительских прав категории В на С требует новой логики мышления. Здесь другое всё: размер, радиус поворота, тормозной путь. Вождение грузовика невозможно без точного чувства габаритов, знания устройства прицепов и особенностей развесовки груза. На экзамене особое внимание уделяют безопасному маневрированию, движению задним ходом и удержанию траектории. Получение категории C становится шагом в сторону профессионального вождения, особенно если человек планирует работать в сфере логистики или грузоперевозок.
Категория D
В этом случае получают права, когда хотят перевозить пассажиров на автобусах, например, когда интересуют междугородние и туристические рейсы. Сюда относятся транспортные средства, рассчитанные на перевозку более 8 человек, не считая водителя.
Для управления небольшими автобусами существует подкатегория D1, она рассчитана на транспорт с количеством сидячих мест от 8 до 16. С 21 года водитель может получить доступ к категории D. В неё также входят комбинации с прицепами. Речь идёт о следующем:
- D1E разрешает управлять малыми автобусами с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров.
- DE – автобусами с прицепом массой свыше 750 кг.
Подготовка к экзамену длительная – от 5 до 7 месяцев. Будущие водители изучают не только правила движения, но и принципы эвакуации пассажиров, порядок действий в аварийных ситуациях, основы оказания первой помощи. После успешной сдачи экзаменов водитель получает доступ к управлению автобусами любых типов.
Tm и Tb
Это специальные категории, которые нужны только профессиональным водителям. Они требуются для управления трамваями и троллейбусами. Это транспорт общественного пользования. В связи с этим требования к водителям особенно строгие. Обучение доступно только с 21 года.
Что ещё надо учитывать?
Ранее существовала отдельная категория E, которая предоставляла возможность буксировки прицепов. Однако в 2013 году её исключили. Произошло объединение с другими категориями. В итоге система стала точнее.
Подкатегории в системе водительских прав выполняют роль ступеней. Они обозначают переходные уровни и предоставляют возможность управлять транспортом с ограниченными характеристиками: меньшей мощностью двигателя или меньшей массой. Например, A1 и C1 считаются промежуточными вариантами между базовыми категориями.
С апреля 2024 года начало действовать правило автоматического открытия таких подкатегорий. Если водитель получил категорию A, то ему сразу будет доступна и A1. Всё аналогично и в отношении других групп: с категорией B открывается B1, с C – C1, а с D – D1. Это решение позволило сократить бюрократию и ускорить процесс оформления прав. Теперь людям не нужно повторно проходить обучение по схожим программам.
Стоит отметить, что некоторые категории открывают доступ к другим автоматически. Так, если человек получил категорию A, можно управлять транспортом типов M, A1 и B1 (при мотоциклетной посадке). Категория B открывает доступ к M и B1 с автомобильной посадкой, C позволяет управлять машинами типа M и подкатегории C1. А D открывает возможность вождения транспорта M и D1. Это значит, что водитель автобуса или грузовика может при необходимости управлять более легким транспортом, но не наоборот.
Получение новой категории всегда требует повторного обучения. Даже если человек прекрасно чувствует себя за рулем легкового автомобиля, это не означает, что он готов управлять мотоциклом или автобусом. Каждая категория – это новая техника, другие аспекты законов физики и иной уровень ответственности. Учебный процесс в автошколе строится с учетом этих различий. На теоретической части кандидаты в водители изучают не только ПДД, но и конструкцию транспортных средств, особенности тормозных систем, основы безопасной перевозки грузов и пассажиров. На практике внимание уделяется точности движений, способности предугадывать ситуацию на дороге, умению контролировать массу и инерцию автомобиля.
С декабря 2020 года в России начали выдавать водительские удостоверения нового образца. Они оформлены на трёх языках: русском, французском и английском, что сделало возможным использование российских прав за границей без оформления международного документа. Визуально права представляют собой пластиковую карту с улучшенной защитой и современным дизайном. На лицевой стороне указаны фамилия, имя, отчество владельца, дата и место рождения, срок действия, номер документа, фотография и подпись. На обороте перечислены все категории и подкатегории, даты их открытия и возможные ограничения – например, необходимость ношения очков или контактных линз.
Срок действия водительского удостоверения остался прежним – 10 лет. По истечении этого периода необходимо пройти медицинскую комиссию и заменить документ. Экзамен повторно сдавать не нужно. Вождение с просроченными правами считается нарушением и влечёт за собой штраф.



